Крис Бэнгл

Кристофер Эдвард «Крис» Бэнгл (родился 14 октября, 1956) один из ведущих американский автомобильных дазайнеров современности. Бэнгл известен прежде всего за его работы в качестве шеф-дизайнера BMW Group в 1992—2007 годах, где он был ответственным за дизайн легковых автомобилей BMW, MINI и Rolls-Royce.

Один из законодателей мировой автомобильной моды — Крис Бэнгл (до недавнего времени шеф-дизайнер автомобилей BMW). Именно Бенглу принадлежит фраза: «Современный дизайн автомобилей должен развлекать, иначе люди скучают и идут дальше». Именно из-за бунтарского духа Бенгла стали называть «Антихристом» автодизайна, встретив в штыки его новую концепцию — «Больше никакой идеологии сосисок разной длинны, автомобили должны восхищать».

Манифестом новой дизайнерской веры стал концепт BMW X-Coupe. К черту прошлое с его ровными и прямыми линиями. Впервые боковые поверхности автомобиля оживают, словно языки пламени. Штаб-квартирой автомобильной революции становится США, где располагается детище Бенгла — Design Works USA. Дизайнер решительно взялся за спортивное купе, представив миру BMW Z3 и BMW Z8, а еще эталон стиля и красоты — BMW 7-й серии 2001г. Автомобильные эмоции и контрастность форм навсегда вошли в мир дизайна.

BMW

Бэнгл стал первым шеф-дизайнером BMW американского происхождения 1 октября 1992 года, когда он разработал концепт-кар BMW Z9 Gran Turismo. Его стиль вызвал интенсивные споры среди автомобильных дизайнеров и вызвал прямо противоположные мнения экспертов.

3 февраля 2009 года Бэнгл заявил, что он должен покинуть свой пост в BMW и автомобильной промышленности в целом, чтобы сосредоточиться на своих собственных начинаниях. На его место пришел Адриан ван Хоойдонк. Бэнгл основал свою фирму под названием Chris Bangle and Associates, что базируется в Турине, Италия.

Дизайнерские особенности

Дизайнерские начинания Бэнгла включены в общий стиль всех автомобилей BMW, в том числе 1, 3, 5, 6 и 7 серии, а также в дизайн новейших внедорожников X3, X5 и X6, и концепт-кар Gina. Бэнгл, как это принято считать, никогда не произносил фразу «языки пламени» для описания своей работы, это выражение, возможно, пошло со слов автомобильного журналиста. Бэнгл также, вероятно, был первым, кто адаптировал деконструктивизм для автомобильного дизайна. Об этом свидетельствует тот факт, что дизайнер часто отмечал на себе огромное влияние творчества архитектора Фрэнка Гери.

Наиболее спорной его работой была BMW E65, резко контрастировавшая с предыдущим поколением BMW E38, которое было выполнено в консервативным стиле. Журнал «Тайм» назвал его одним из 50 худших автомобилей всех времен, тем не менее он стал самым продаваемым BMW 7-й серии за весь период производства.

В этот период BMW обогнал Mercedes, мирового лидера в области продаж автомобилей премиум класса.

Бэнгл агрессивно защищался против критики. Он был поддержан Советом директоров BMW, которые хотели, чтобы имидж BMW двигался в будущее. Бэнгл отмечал, что для производства необходимо, чтобы революционный цикл следовал за эволюционным и т. д. Действительно, он был проводником консервативной эволюции конструкции BMW, будучи дизайнером 3-серии BMW E46 и введя BMW X5. Но с 2002 года он создал революционный BMW E65. Бэнгл признает, что его проекты могут не очень хорошо выглядеть на фотографиях, и предлагал критикам увидеть автомобили вживую, прежде чем судить об их внешности. Он представил новый концепт-кар BMW под названием GINA 10 июня 2008 года.

Интервью с Крисом Бэнглом на Женевский автосалон 2011 года

«Не думаю, что автомобиль должен выглядеть тривиально или скучно, так что бы на него вообще никто не обращал внимание, особенно если мы говорим про эру электромобилей, которая уже идет полным ходом. Электроэра была в дизайне 70 лет назад. Посмотрите на артдеко, это и есть облик электромобиля».

Вопрос: «Вы посмотрели все концепты на женевском автосалоне, что Вам понравилось больше всего»?

Ответ: «На шоу действительно есть несколько симпатичных вещей… Наверное Renault — такого мягкого и собранного вида, понравился концепт Mini Rocketman, шоу-кар BMW. Я узнаю его корни, и это, знаете ли, очень приятно. И еще понравыился Volkswagen Bulli — такой себе ностальгический автомобиль, который, тем не менее, сохранил дух прагматизма. Все нужные операции можно выполнить с помощью планшета, а это круто».

Вопрос: «Что Вы думаете про корейские автомобили, которые за последние несколько лет совершили прорыв в мире дизайна»?

Ответ: «Я могу только снять шляпу, потому что эти парни знают, что делают. Ребята из KIA, в частности Петер Шрайер, создают чистый и прозрачный стиль, а дизайнер из Hyundai более склонны к эмоциональной эстетике, экспрессивности в формах и контурах автомобиля, делая это уже не первый десяток лет, поэтому они смело могут позволить себе такие эксперименты. Если глянуть на европейских производителей, то можно увидеть, что над ними висит Дамоклов меч классики и традиций… А как же эмоции и экспрессия?! И они начинают делать уже то, что делали корейские производители автомобилей».