Контроль давления воздуха

Современное оборудование контроля давления воздуха в шинах и предупреждения конструктивно делится на две группы: во-первых, используются чувствительные сенсоры и блоки управления ABS для регистрации различий в участке пути, проходимого шиной за 1 оборот (и, следовательно, числа оборотов колеса) при правильном или пониженном давлении. Повышенное сплющивание шины при пониженном давлении незначительно, но может определяться и, начиная с соответствующей величины, вызывать предупредительный сигнал о данном состоянии колеса. Эта система из-за сложной электронной обработки данных подходит только для использования в заводской комплектации. Второй вариант системы работает с датчиками давления и, частично, температуры в ободе, в большинстве случаев соединенных с металлическим клапаном. Информация об измеренных величинах поступает в виде радиосигнала от сенсора (срок службы батареи около 5 лет) к антеннам в колесной нише (вариант заводской комплектации) или напрямую к флоку управления в автомобиле (подходит для последующей установки). Благодаря точному определению величин давления возможны две ступени предупреждения для легкого и сильного падения давления. Эта конструкция системы определяет состояние каждого колеса отдельно и в принципе подходит для использования в двухколесных или многоосевых транспортных средствах, а также для прицепов.

Для заводской комплектации используется контрольная и предупредительная система, разработанная AMI Doduco совместно с фирмами Audi, BMW, Daimler-Chrysler, Porsche и VW. Тем временем ее предложила фирма Beru. Дорогостоящая система работаете колесными сенсорами и маленькими передающими устройствами в клапане, антеннами в колесной нише и блоком управления. Информация о значительных потерях давления поступает через центральный дисплей приборной доски в двух ступенях срочности. Ступень 1 работает при падении давления более чем на 0,2 бара — желтая лампочка; предполагается корректировка давления при первой возможности. Ступень 2 включается при падении давления более чем на 0,4 бара или при быстром падении давления — красная лампочка; опасность близка, сразу остановиться. Если повреждена только одна шина, также сразу появляется индикация состояния каждого колеса. Тем самым система определяет, во-первых, стандартное понижение давления в результате диффузионных потерь, во-вторых, медленную или быструю потерю давления, например при повреждении шины. Самообучающаяся система распознает установленное мастерской или водителем нужное давление воздуха. Эта величина — в узких границах — может отклоняться от номинальной величины, рекомендованной заводом в инструкции по эксплуатации. Сенсоры измеряют не только давление в шинах, но и температуру. Давление в шинах зависит от температуры, это учитывается системой и включается в постоянную, проверку достоверности показателей. Кроме того, важной функцией системы является также самостоятельное распознавание и определение местоположения колес, установленных на автомобиле. Позиции сохраняются в жестком запоминающем устройстве.

При включении зажигания система исходит из сохраненных данных, но установленные новые колеса — например, с зимними шинами,— распознаются и их данные сохраняются в запоминающем устройстве. Электронные устройства в колесах обычно измеряют давление и температуру с интервалом в 3 сек., но при устойчивых показателях они посылают сигнал только через каждые 54 сек. При потере давления более чем на 0,2 бара электроника сразу переходите ускоренный режим работы и производит измерения и посыл сигнала с интервалом в 0,8 сек. Предупредительный сигнал очень короткий, система управления энергией экономит ток в батарее. Литиевые батареи рассчитаны примерно на семь лет работы, проверка состояния заряда осуществляется в сервисе мастерской. Ради безопасности пределы нагрузки радиоэлектроники чрезвычайно высоки: температуры от — 40°С до +170°С, динамические пики ускорений до 2000 g и скорости свыше 300 км/час не оказывают отрицательного воздействия на функционирование системы. Ее ввод (серийно и на выбор), в соответствии с принятой стратегией сверху вниз, осуществлялся с автомобилей высшего класса Audi, BMW и Mercedes-Benz, сейчас она встречается в машинах среднего класса и будет распространяться дальше. Это тоже явная подготовка к отказу от запасного колеса при одновременном применении шин с противоаварийными качествами.

Похожие конструктивные условия при несколько меньших затратах, как, например, система Beru, предлагают решения, предложенные Dunlop/Alltech (Tyre Gheck, контроль шин), Conti (Tire Pressure Montitoring System, система мониторинга давления шин ДРМБ) и SmarTire — интел-лектуальная шина (производитель: AutostylingSeehase, KorschenbroicherSt. 83,41065 Monchengladbach). Эти системы подходят как для заводской комплектации, так и для монтажа задним числом. Tyre Check от Dunlop и Conti TPMS работают с сенсорными модулями и передающими устройствами на специальных металлических колесных клапанах. Предусмотрена также версия, навинчивающаяся на имеющийся клапан (в виде колпачка клапана). В случае SmarTire модули крепятся в ложе обода своего рода брекером. При этом измеряется давление воздуха в шинах относительно номинальной величины. Передача данных осуществляется телеметрическим путем напрямую к электронному блоку управления и блоку предварительной обработки результатов. Если система Dunlop Tyre Check применима для двухколесныхтранс-портных средств, SmarTire особо подчеркивает ее применение на двух, четырех и шести колесах. Для эксплуатации на прицепах (жилой вагон) поставляются модули с усиленными сенсорами, для микроавтобусов и грузовых автомобилей в распоряжении имеются модули для измерения показателей давления до 8,5 бар. SmarTire ссылается на применение этой системы фирмами Goodyear, Michelin, Bridgestone, Ford в США и в спортивном автомобиле Morgan Aero 8.

Сигнальные системы давления воздуха в шинах предназначены исключительно для заводской комплектации, они обслуживаются колесными сенсорами ABS для контроля участка пути, проходимого шиной за 1 оборот (Основное положение: давление в шине, пониженное на 0,5 бара, приводит к уменьшению радиуса участка пути, проходимого шиной за 1 оборот, на 0,5 мм). Дополнительная контрольная функция интегрируется в имеющийся блок управления ABS, и он расширяется. Недостаток: определение падения давления не отличается большой точностью и осуществляется с некоторым опозданием. У Dunlop система называется WARNAIR, распознаются потери давления от 30% и затем включается предупредительный сигнал. В Continental Теуе это же имеется похожая система, которая называется DDS (Deflation Detection System, система контроля потери давления). Обеими-система-ми проверяются изменения номинального значения частоты вращения колес при корректном давлении в шинах, обусловленные эксплуатацией отклонения, например на поворотах отфильтровываются. Система Dunlop WARNAIR серийно устанавливалась на некоторых моделях BMW под аббревиатурой RDW (Reifen-Druck-Warnung, предупреждение о давлении в шинах) в рамках заводской комплектации (Roadster Z8), а также на автомобилях, которые поставлялись на выбор с самонесущими шинами. У Porsche система контроля WARNAIR должна была инсталлироваться на GT3, этой системой интересовались и другие изготовители.