На всех стадиях разработки специалисты сравнивают результаты своей работы на предмет соответствия требованиям в техническом задании, и, если существенных нареканий нет, переходят к следующему этапу — созданию опытного образца будущей шины, который представляет собой шину с нарезанным вручную профилем. Нередко создается полноценная форма для вулканизации, позволяющая получить опытную серию шин.
Полученные опытные образцы подвергаются тщательному тестированию. Испытания включают в себя достаточно обширную и дорогостоящую программу. Тесты проходят, как правило, на испытательных стендах в лабораторных условиях. Результатом становятся полученные в ходе тестов измерения, которые скрупулезно анализируются.
В среднем производители шин проводят проверку разработанных образцов шин по 50-100 параметрам, соответствующим техническому заданию:
На лабораторных испытательных стендах в шины тестируются, главным образом, по 3 критерия:
Если тесты в лабораторных условиях пройдены, то опытные образцы шин передаются на следующий этап тестирования — испытания под открытым небом, подразумевающие первые заезды на испытательных трассах в реальных, «боевых» условиях. Данный этап тестирования является не менее затратным в денежном отношении, чем тесты в лаборатории.
Так, например, для данного этапа тестирования шин в компании Dunlop имеется собственный испытательный полигон, где разработчики тестируют:
Возможны также и тесты по кольцу Нюрбурга — северная петля.
Зимние шины проходят дополнительно многочисленные тесты на заснеженных дорогах, например, в Альпах, в Швеции и Финляндии, в Канаде и Новой Зеландии. Любопытно, что испытания в Новой Зеландии проводятся в летний период.
Далее разработчики переходят испытаниям в условиях городских и загородных дорог. Данный этап тестирования проходит по заранее определенным программам, позволяющим определить на практике ходовые качества новых шин.
В добавлении к техническим данным тестирования, принимаются во внимание мнения опытных водителей-экспертов, тестирующих новые шины. Их субъективное впечатления от езды на новых шинах оказываются для разработчиков покрышек не менее важными, чем лабораторные тестирования резины.
Водители-эксперты оценивают новые шины по следующим параметрам:
Полученные сведения заносятся в компьютер и сравниваются с результатами предшествующих моделей шин, а также с соответствующего класса покрышками основных конкурентов.
В результате тестов, как правило, выявляются недостатки, требующие от специалистов доработки конструкции шин. Однако, как это не парадоксально, требуемые изменения и доработки создают конфликт целей. На практике это означает, что улучшение одной характеристики может привести к ухудшению — другой.
В компании Michelin тестирование новых шин занимается около 1000 штатных сотрудников, среди которых есть физики, химики, акустики, инженеры, техники и водители-испытатели. Около 500 человек занимаются длительными тестами, 400 сотрудников работают на испытательных стендах и более 100 тестировщиков сконцентрированы на ходовых качествах разрабатываемой шины.
Компания Michelin имеет собственные испытательные полигоны (в Ладу, что под Клермон-Ферраном во Франции, а также в испанской Алмерии), на которых общая длинна дорог составляет 27 млн. км. Для проведения тестов в компании также имеется 500 испытательных стендов, общая длинна которых составляет 200 млн.км. В компании также Специалисты Michelin ежегодно проводят там различные тесты разрабатываемых компанией шин.
Для полноценных тестов в компании Michelin имеется собственный автопарк, состоящий из более чем 400 легковых автомобилей, 200 грузовиков и 40 мотоциклов разных марок. Есть также 500 автомобилей, взятых компанией напрокат.
Также как и Michelin, практически все мировые производители шин для проведения испытаний новых или усовершенствованных шин имеют собственные испытательные полигоны и лаборатории с испытательными стендами и машинами.
Собственные европейские полигоны производителей шин