3 этап — опытный образец

На всех стадиях разработки специалисты сравнивают результаты своей работы на предмет соответствия требованиям в техническом задании, и, если существенных нареканий нет, переходят к следующему этапу — созданию опытного образца будущей шины, который представляет собой шину с нарезанным вручную профилем. Нередко создается полноценная форма для вулканизации, позволяющая получить опытную серию шин.

Лабораторные тесты шин

Полученные опытные образцы подвергаются тщательному тестированию. Испытания включают в себя достаточно обширную и дорогостоящую программу. Тесты проходят, как правило, на испытательных стендах в лабораторных условиях. Результатом становятся полученные в ходе тестов измерения, которые скрупулезно анализируются.

В среднем производители шин проводят проверку разработанных образцов шин по 50-100 параметрам, соответствующим техническому заданию:

  • скоростные тесты на устойчивость;
  • сопротивление качению;
  • устойчивость к нагреву;
  • шум во время движения;
  • устойчивость к износу;
  • прочие параметры.

На лабораторных испытательных стендах в шины тестируются, главным образом, по 3 критерия:

  • усталость материалов механического характера;
  • термические данные (температуры от +50°С до —40°С);
  • химические реакции (например, тест шины на восприимчивость к соли).

Тесты шин на испытательных трассах

Если тесты в лабораторных условиях пройдены, то опытные образцы шин передаются на следующий этап тестирования — испытания под открытым небом, подразумевающие первые заезды на испытательных трассах в реальных, «боевых» условиях. Данный этап тестирования является не менее затратным в денежном отношении, чем тесты в лаборатории.

Так, например, для данного этапа тестирования шин в компании Dunlop имеется собственный испытательный полигон, где разработчики тестируют:

  • управляемость автомобиля на новых шинах в сухую погоду;
  • торможение на сухой дороге;
  • износ и истирание шин;
  • уровень шума, создаваемый новыми шинами внутри автомобиля;
  • уровень шума, создаваемый новыми шинами снаружи;
  • управляемость автомобиля на новых шинах в дождь;
  • торможение на мокрой дороге;
  • продольное и поперечное аквапланирование.

Возможны также и тесты по кольцу Нюрбурга — северная петля.

Зимние шины проходят дополнительно многочисленные тесты на заснеженных дорогах, например, в Альпах, в Швеции и Финляндии, в Канаде и Новой Зеландии. Любопытно, что испытания в Новой Зеландии проводятся в летний период.

Далее разработчики переходят испытаниям в условиях городских и загородных дорог. Данный этап тестирования проходит по заранее определенным программам, позволяющим определить на практике ходовые качества новых шин.

В добавлении к техническим данным тестирования, принимаются во внимание мнения опытных водителей-экспертов, тестирующих новые шины. Их субъективное впечатления от езды на новых шинах оказываются для разработчиков покрышек не менее важными, чем лабораторные тестирования резины.

Водители-эксперты оценивают новые шины по следующим параметрам:

  • реакция на управление из нулевого положения;
  • управляемость на повороте;
  • излишняя поворачиваемость автомобиля;
  • недостаточная поворачиваемость;
  • поведение при переключениях режима торможения;
  • прочие.

Полученные сведения заносятся в компьютер и сравниваются с результатами предшествующих моделей шин, а также с соответствующего класса покрышками основных конкурентов.

В результате тестов, как правило, выявляются недостатки, требующие от специалистов доработки конструкции шин. Однако, как это не парадоксально, требуемые изменения и доработки создают конфликт целей. На практике это означает, что улучшение одной характеристики может привести к ухудшению — другой.

Как в компании Michelin тестируют новые и усовершенствованные шины?

В компании Michelin тестирование новых шин занимается около 1000 штатных сотрудников, среди которых есть физики, химики, акустики, инженеры, техники и водители-испытатели. Около 500 человек занимаются длительными тестами, 400 сотрудников работают на испытательных стендах и более 100 тестировщиков сконцентрированы на ходовых качествах разрабатываемой шины.

Компания Michelin имеет собственные испытательные полигоны (в Ладу, что под Клермон-Ферраном во Франции, а также в испанской Алмерии), на которых общая длинна дорог составляет 27 млн. км. Для проведения тестов в компании также имеется 500 испытательных стендов, общая длинна которых составляет 200 млн.км. В компании также Специалисты Michelin ежегодно проводят там различные тесты разрабатываемых компанией шин.

Для полноценных тестов в компании Michelin имеется собственный автопарк, состоящий из более чем 400 легковых автомобилей, 200 грузовиков и 40 мотоциклов разных марок. Есть также 500 автомобилей, взятых компанией напрокат.

Также как и Michelin, практически все мировые производители шин для проведения испытаний новых или усовершенствованных шин имеют собственные испытательные полигоны и лаборатории с испытательными стендами и машинами.

Собственные европейские полигоны производителей шин

  • Conti (Эверсен под Целлем, гигантский контидром);
  • Dunlop (Виттлих/Эйфель);
  • Goodyear (гора Колмар/Люксембург и Миреваль/Франция);
  • Michelin (Ладу/Франция и Алмерия/Испания);
  • Pirelli (Виццола/Италия).