Хотя сухие дороги доставляют меньше сюрпризов неприятного характера, но именно в жаркое время года больше аварий, причиной который были шины. Это связано с тем, что, с одной стороны, состоянию шин уделяется мало внимания, и, с другой стороны, шины местами перегружаются. Когда состоится поездка в отпуск при полной нагрузке семейного автомобиля, давление воздуха в шинах — часто предписанное — не увеличивается.
Или: на поврежденных ранее шинах мчатся по автостраде с большой скоростью на дальние расстояния при высоких летних температурах воздуха, и они внезапно выходят из строя.
Причина повреждения шины часто скрыта, например, в невидимых разрывах ткани в каркасе. Если края бордюра при парковке переезжаются не под тупым углом и, главное, быстро, то неизбежно страдают слои корда каркаса. Интересны результаты выборочной проверки, проведенной Немецкой службой дорожного контроля: 40% всех автомобилей были одновременно поставлены несколькими колесами на тротуар. Если крупные лимузины ежедневно переваливаются через эти препятствия высотой более 10 см, то тяжелые повреждения шин просто запрограммированы. «Память» шины неизбежно регистрирует каждое слишком энергичное сжатие и смятие боковой стенки, следствием становятся легкие внутренние повреждения. Нельзя также полностью исключать повреждения ободов при переезде ребристых препятствий и связанную с этим постепенную потерю давления воздуха. Совершенно исправная шина, как правило, может быть разрушена, если она полностью спущена (например, из-за обрыва клапана) и проезжает даже короткий отрезок пути. Внешне вновь накачанная шина может казаться безупречной, но вследствие грубого смятия и сжатия закраин бортов быстро ослабляются слои каркаса и обрываются внутри. Фатальные последствия может иметь даже применение приборов высокого давления при мытье машины и чистке ободов. Т.к. даже если вода холодная и давление струи всего в 70 бар, но расстояние до шины слишком маленькое, то уже через несколько секунд необратимо повреждается ее резиновый слой. При таком плохом обращении шина будет скрывать в себе риск для безопасности и должна быть заменена!
Доказано, что при непрофессиональном проведении измерения мощности или проверки отработанных газов на барабанных испытательных стендах могут возникать видимые и незаметные повреждения шин, которые как косвенные повреждения долговременного действия — при определенных обстоятельствах значительно позднее — приведут к внезапному выходу из строя шины. Такого рода «испытательная шина» не должна больше использоваться при ежедневной дорожной эксплуатации (см. главу «Повреждения и дефекты шин»). Фатально, но все эти перечисленные, нагрузки на шину внешне не могут быть распознаны даже специалистом, а для любителя это чрезмерные требования.
В современных шинах тяжелый дефект, как правило, проявляется своевременно; «тотальный выход из строя без видимой причины» действительно встречается относительно редко. Изготовители шин даже стараются создать конструктивно такие изделия, чтобы в случае повреждения давление не терялось бы мгновенно с соответствующими последствиями для движения, а в преддверии отказа, шины стали бы заметными вначале проявления дефекта. Если на скорости шина начинает громыхать, если первые блоки профиля бьют в колесную нишу, то чаще всего у водителя есть время среагировать и как можно безопаснее остановить машину. Более необоснован страх многих водителей перед возможной аварией шин на передней оси. Чаще всего при этом самое большее, что случается, так это автомобиль тянет в сторону дефектного колеса. Это исправляется поворотом руля в противоположном направлении. Положение критичнее при дефекте шины на задней оси. Т.е. задняя ость стабилизирует ходовые качества, и тут полный выход из строя шины может вызвать вращение. В сомнительном случае, особенно если ходовые качества внезапно и непривычно меняются, становятся «размытыми», нужно сразу остановиться и провести проверку соответствующей шины — желательно в специализированной мастерской.
Наряду с износостойкостью важным фактором прочности шины является ее прочность на высоких скоростях. Испытания на прочность при высоких скоростях проводятся в лабораториях на барабанных испытательных стендах — до полного разрушения шины. На основании типа и тяжести, появляющихся дефектов специалист может сделать выводы о будущих резервах безопасности в дорожном движении.