Количество электронных систем в автомобиле увеличивается драматически и через все более короткие промежутки времени. Путь к автопилоту, похожему на тот, что используется в самолетах, который на основе программы управляет путешествием, будет пройден еще нескоро, но это уже не чистая утопия. Уже сегодня системы, регулирующие скольжение и устойчивость, в сомнительном случае берут на себя принятие решения вместо водителя и корректируют его. В будущем электроника еще больше будет контролировать водителя, а когда возможности электроники будут реализованы, может возникнуть вопрос: а где удовольствие от поездки?
Шина как элемент передачи силы на дорогу и соединительный элемент с ней для решения своих обычных задач будет развиваться чрезвычайно традиционно. Эксперт в Dunlop д-р Бернд Левенхаупт утверждает:
«Современная конструкция шине отрезными стальными брекерами и спиралевидно загнутыми нейлоновыми бандажами и в будущем останется самой значительной конструкцией. Дополнительно получат признание легкие шины с арамидными брекерами. Получат распространение противоаварийные шины с самонесущими свойствами. Комфорт требует, чтобы шины становились больше и, несмотря на это, легче».
Повышенную передачу силы обеспечивают новые поколения шин из силики и с добавлением сажи, а также более эффективные профили, включая область аквапланирования. Растущие требования к защите окружающей среды требуют оптимизации производственных процессов, включая низкое потребление энергии, понижение веса, оптимальное применение материалов, значительное снижение сопротивления качению, менее шумные профили к еще более высокую способность к вторичной переработке. Этим требованиям очень соответствует сообщение о том, что в рамках исследований, касающихся шин, проводятся эксперименты по получению новых наполнителей (заменителей силики и сажи): таким вариантом являются кукурузный или картофельный крахмал. Это перспектива будущего. Кроме этого, шина предоставляет дополнительный потенциал для разработок, который частично представляется утопическим. Некоторые специалисты по шинам вполне серьезно рассчитывают в не слишком далеком будущем на изготовление «разумны» полимеров (молекулярных структур), распознающих изменения в состоянии дороги (температура, сухость, влажность, снег), и приспосабливать свойства протектора этим условиям, хотя бы в ограниченных рамках — завораживающее видение будущего.
Довольно реалистичной выглядит область задач в качестве элемента электронного распознавания и регулирования состояния ходовых качеств, первые проекты этого были представлены Conti. Ключевое слово бионика: бионика — это изучение природы и решение изученного техническими средствами. Например, в шинах Conti PremiumContact инженеры-разработчики очень важный контур шины сделали в подражание кошачьим лапам.
«Точно так же как подушечка кошачьей лапы на бегу, опорная поверхность шины остается узкой при стандартной нагрузке и при стандартных условиях движения, благодаря этому шина обладает очень хорошими качествами, предупреждающими аквапланирование. Напротив, при торможении опорная поверхность шины расширяется подобно подушечке на лапе у кошки при ее приземлении после прыжка. За счет расширения опорной поверхности повышается перенос силы. Совсем как в этом естественном примере, шина приспосабливается к каждой ситуации движения».
Довольно реалистичной выглядит область по созданию элемента электронного распознавания и регулирования состояния ходовых качеств. Первые проекты представлены Conti. Основную роль в этих разработках играет бионика — изучение природы и решение изученного техническими средствами. Например, в шинах Conti Premium Contact инженеры-разработчики основной контур шины сделали по принципу кошачьих лап. Точно так же как подушечка кошачьей лапы на бегу, опорная поверхность шины остается узкой при стандартной нагрузке и при стандартных условиях движения, благодаря этому шина обладает очень хорошими качествами предупреждающими аквапланирование. Напротив, при торможении опорная поверхность шины расширяется подобно подушечке на лапе у кошки при её приземлении после прыжка. За счёт расширения опорной поверхности повышается перенос силы. Совсем как в этом естественном примере, шина приспосабливается к каждой ситуации движения.
Шина Torsion SWT от Conti служит не только посредником между автомобилем и дорогой, но и датчиком. За счет измерения деформации боковой стенки шина становится поставщиком данных для регулировки скольжения и торможения, а также для других электронных систем, помогающих водителю. Возникающие продольные и поперечные силы влияют на деформацию шины, на этой основе можно рассчитать силу, действующую в данный момент. У шин SWT имеется специально подготовленная внутренняя часть боковой стенки, резиновая смесь которой содержит магнитный порошок, намагниченный по всему периметру шины поочередно, северным и южным полюсами. Два сенсора, закрепленных на ходовой части, один находится рядом с ободом, а другой рядом с протектором. При вращении колеса между двумя сигналами нет различия по времени. При торможениях или ускорениях из-за продольной деформации это различие во времени возникает, на основании чего компьютер определяет величину продольной силы, переданной каждой шиной. На повороте шина деформируется поперек направления движения, в результате чего изменяется расстояние между боковой стенкой и сенсорами. Это приводит к колебаниям в измеренной силе магнитного поля, которая снова оценивается компьютером. Благодаря этому силы, передающиеся шиной, могут распознаваться и служить сигналом для ABS, ASR или ESR. Сенсорика здесь проще, чем раньше, но регулировка может быть точнее. Шина SWT в процессе разработки, Conti рассчитывает на ее запуск в серийное производство в ближайшем будущем.
Conti, Siemens и несколько университетов разрабатывают электронные сенсоры, которые должны быть имплантированы в шину между брекером и протектором и измерять движения блоков профиля. Чем больше и быстрее движение профиля, тем выше передача силы в продольном или поперечном направлении. Результаты измерений беспроводным способом постоянно передаются в компьютер, который на их основе распознает величину трения дороги, т.е. различие между бетоном или крупинчатым асфальтом, сухой дорогой или мокрой. Благодаря этому может более точно осуществляться регулирующее действие тормозных и стабилизирующих систем, а также Самостоятельно регулирующих дистанцию темпо-матов. Профильный сенсор находится на стадии предварительной разработки, до серийной зрелости пройдет еще несколько лет. Сенсорика непосредственно на шине или внутри нее раскрывает эффективные возможности распознавания состояния движения и его регулировки.
Известный производитель автомобильных шин компания Pirelli разработал принципиально новый тип покрышек под названием CyberTyre. Конструкция модели шин подразумевает наличие встроенного миниатюрного чипа, задача которого заключается в отслеживании состояния дорожного покрытия и передаче собранной информации на бортовой компьютер, который, в свою очередь, на основании полученных данных будет корректировать поведение автомобиля в пути.
В скором будущем ситуация с проколами покрышек в пути может коренным образом измениться, а автолюбители смогут без опасений ехать, например, по гвоздям и стеклу. Компания RhinoTire разработала покрытие, которое можно условно назвать самовосстанавливающиеся резиной, для автомобильных шин. Изобретение наноситься на внутреннюю часть покрышки и в случае прокола быстро заполняет прокол и не дает колесу спуститься.